Сергей:
Выбор инструментов и платформ для автоматизации зависит от размера компании. Небольшие компании (до 50 сотрудников) используют готовые средства автоматизации, что позволяет экономить бюджет. Такие компании чаще выбирают SAS-версии продуктов. Выбор также обусловлен экономией на инфраструктуре. Популярные продукты: amoCRM, 1С:Фреш, МойСклад, Битрикс24, Mango Office.
Средние компании (100–500 сотрудников) чаще используют коробочные версии продуктов, размещая их на своей инфраструктуре. Это позволяет сократить постоянные расходы на аренду продукта, превратив их в капитальные вложения. При использовании коробочных версий снижаются риски потери информации, если делать резервное копирование на своих площадках. При таком масштабе типовых решений компании может быть недостаточно, поэтому при выборе продукта бизнес также ориентируется на возможность доработки и адаптации под себя. Из наиболее востребованных — линейка профессиональных продуктов 1С (KA, ERP, УТ и т. п.), корпоративная версия Битрикс24, Asterisk, Zabbix.
Крупный бизнес нуждается в производительных системах. На первое место выходят надежность и скорость обработки огромных массивов информации. А вот стоимость инструментов отходит на последний план, потому что потери в случае проблем в разы больше, чем экономия. Большинство использует такое программное обеспечение: SAP, Orаcle, Cisco. Отечественное ПО тоже популярно: корпоративные версии 1С (Управление холдингом, 1С:Корпорация) и Битрикс24 на тарифе Enterprise.
Самая востребованная технология — открытое API, то есть возможность бесшовно интегрировать всё программное обеспечение в единую экосистему. Так программы в режиме реального времени обмениваются актуальной информацией. За счет этого компания сокращает трудозатраты на ввод информации в разные системы.
Приведу пример реализации открытого API. Менеджер по продажам добавляет в базу обзвона в CRM нового контрагента. В этот момент CRM автоматически проверяет, не дублируется ли карточка и не занесен ли контрагент в черный список. Затем программа может подтянуть из системы «1С:Контрагент» реквизиты, по СБИС проверить надежность контрагента, а из системы документооборота взять заполненные шаблоны документов, которые нужны для работы с этим контрагентом. После этого экосистема сама определяет, вносить ли контрагента в базу обзвона или сразу отправить в черный список. Всё это происходит моментально.
Насколько важна простота средств автоматизации для заказчика? Для заказчика — очень важна. Чем проще система, тем дешевле ее внедрять, сопровождать и обучать персонал ее использовать. Нужно понимать: сложные бизнес-процессы простыми продуктами не получится автоматизировать полностью. Важно найти баланс, чтобы простота не приводила к ограничению в функциональности, необходимой заказчику.
В малом бизнесе заказчик в сложных решениях оказывается сам, без помощи интегратора. Это связано с экономией или неумением работать с подрядчиками. Возникает ситуация, когда приходится отказываться от продукта, в котором уже хранится информация, и внедрять его заново. Или тратить большие денежные и трудовые ресурсы для восстановления больших массивов некорректно хранящейся информации в системный вид. Иногда это происходит даже вручную.
По опыту, средний и крупный бизнес без интегратора или без сильной внутренней компетенции (по сути, интегратор у себя) в проекты автоматизации не заходит.
Говоря о решениях для автоматизации, которые можно порекомендовать большей части бизнеса, я бы назвал:
«1С:Управление торговлей» — система автоматизации полного цикла любой торговой деятельности (от интернет-магазинов до организаций, продающих металл или нефть). Решение настолько функционально, что зачастую больше никаких продуктов использовать не надо.
«Битрикс24» — универсальная CRM-система. Ее можно использовать как корпоративный портал. Подходит большинству пользователей благодаря своей гибкости и большому количеству готовых модулей.
Telegram — многие рассматривают его, как мессенджер, но возможности его применения гораздо шире. На его основе можно написать ботов, которые заменят дорогостоящие и сложные мобильные приложения. Боты используются для коммуникаций с сотрудниками и клиентами.
Asterisk — решение телефонии любой сложности. Как для малых организаций, где требуется использовать не более десяти телефонов, так и для крупного бизнеса, где нужно решение по автоматизации многорегиональных компаний со сложной переадресацией, входящими линиями и личными кабинетами сотрудников.
«Галактика ERP» — система по автоматизации с возможностью гибкой настройки. Широко распространена на отечественном рынке.
Как и чем заменить SAP? Аналогов SAP мало, точнее один — 1C (на корпоративных лицензиях с версией КОРП). Сюда можно было бы отнести и «Битрикс24» на тарифе Enterprise, но он не закрывает потребности в учете.
В России большинство компаний перешли на SAP из-за производительности. Когда в 1С более 100 пользователей работали одновременно, система начинала тормозить. После внедрения корпоративных лицензий, 1С серьезно проработала вопрос производительности. И сейчас это полноценный аналог для автоматизации высоконагруженных решений.